MRG
Новости

01.03.2017
Евгений Никифоров: «Мне хотелось бы обратить внимание горожан на постепенно исчезающее со стен искусство»

На прошлой неделе в Мариуполь приезжал Евгений Никифоров – украинский фотограф, который уже больше трёх лет работает над проектом, посвященном мозаикам советского периода. 25 февраля на базе креативного пространства VEZHA Евгений Никифоров рассказал об интересных мозаиках в Украине и в Мариуполе, а также о книге Decommunized: Ukrainian soviet mosaics, в которую войдут фотографии мариупольских мозаик. Мы поговорили с Евгением Никифоровым о том, почему на сегодняшний день так важно попытаться сохранить мозаики.

Евгений Никифоров фотографирует мозаику в ректорате Ужгородского национального университета / Фото: Иван Небесник

Расскажите о проекте, над которым вы сейчас работаете?

Я занимаюсь документальной фотографией, работаю с публичными пространствами и их трансформациями вследствие социальных перемен в обществе. Текущий долгосрочный проект, над которым я работаю более 3-х лет, посвящен процессу декоммунизации и мозаикам советского периода. Также это моя попытка создать документ своего времени через призму монументального искусства и его места в городском пространстве, реакции общества на иногда противоречивые детали нашей истории. Кроме того, важной задачей для меня было создать срез сохранившегося монументального искусства и проследить особенности этого вида искусства для каждого региона Украины.

Мозаика, выполненная смальтой на здании Хмельницкого областного литературно-мемориального музея Николая Островского в городе Шепетовка / Авторы: около 80 художников под руководством архитектора А. Игнащенко и художника-монументалиста А.Гайдамаки / Фото: Евгений Никифоров

Почему на сегодняшний день так важно сохранить мозаики?

Мозаичные панно, которые были созданы на территории бывшей УССР в период с конца 1950-х до начала 90-х годов, создавались самыми интересными на то время художниками. Яркими представителями монументального искусства были Алла Горская, Виктор Зарецкий, Валерий Ламах, Григорий Синица, Виктор Арнаутов, Иван Литовченко и другие. Созданные ими работы представляют безусловную художественную ценность, являясь предметами искусства в открытых пространствах. В то же время станковые (живописные) работы этих художников являются гордостью и достоянием любого украинского художественного музея. Было бы здорово, если бы частные инициативы по сохранению культурного наследия были замечены властями и мозаики обрели статус памятников местного значения.

Мозаика на здании общеобразовательной школы №54 в Приморском районе Мариуполя / Автор: В. Арнаутов / Фото: Евгений Никифоров

На некоторых мозаиках присутствуют элементы пропаганды. Возникает много споров о том, что делать с такими элементами. Как меняется отношение к «серпу и молоту» и «красному знамени»?

В процентном соотношении только единицы работ отображают серп и молот и еще меньшее количество работ включают “красное знамя”. Более распространенным является сюжет с портретами вождей революции и коммунистического прошлого нашей страны. Как известно, сочетание серпа и молота в публичных пространствах, так же, как и представители властей коммунистического режима, подлежат демонтажу из публичных пространств, согласно Закону Украины “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики”, принятому в начале 2015 года. Этот закон затронул также и некоторые монументальные работы. В частности, небольшое их количество было закрыто либо залито краской, частично либо полностью. Лично я поддерживаю декоммунизацию, но с оговоркой. В процессе демонтажа образуются “белые пятна” государство пытается стереть часть истории нашей страны из публичного пространства. Но история не терпит белых пятен. И выходом из ситуации могли бы стать таблички, которые можно размещать под некоторыми противоречивыми работами, на которых было бы описание преступлений конкретных личностей или описание преступлений режима, чтобы на наглядном примере объяснить будущим поколениям “почему эти символы и персонажи являются вне закона”. Я считаю, что только с помощью образования можно избежать появления новых тоталитарных режимов.

Мозаики на торцах жилых домов в Киеве / Авторы: И.Литовченко, В. Ламах, Э.Котков, В.Прядка / Фото: Евгений Никифоров

Что такое «мариупольское направление» в мозаиках? Чем оно отличается, какие имеет особенности?

Стоит отметить, что Мариуполь имеет уникальные работы лучших мастеров-монументалистов 1960-1970-х годов. С середины 1960-х в город с колоссальными экономическими возможностями приезжали самые интересные монументалисты своего времени — Алла Горская, Виктор Зарецкий, Валерий Ламах, Эрнест Котков, Иван Литовченко и другие. Таким образом, город получил несколько из наиболее интересных работ, когда-либо созданных на территории всей Украины. В то же время первые монументальные работы были выполнены как раз художниками, имеющими непосредственное отношение к городу — Виктор Арнаутов, Лель Кузьменков, Валентин Константинов, которые создавали работы высочайшего уровня в Мариуполе и Приазовье. Эти работы чаще всего отображали близкие для города и региона мотивы — металлургия, труд, наука, сюжеты о коренных народах края.

Фрагмент панно «Металлурги» на третьем этаже Мариупольского железнодорожного вокзала / Авторы: Л. Кузьменков, В. Константинов / Фото: Евгений Никифоров

Вы проделали в нашем городе большую работу. Сколько всего в Мариуполе мозаик? Сколько удалось увидеть и сфотографировать вам? Сколько войдут в вашу книгу?

Если говорить конкретно о мозаиках, то мне удалось найти до 20-ти мозаичных панно в городе, выполненных смальтой, керамикой, стеклом и так далее. Также в городе есть несколько ценных витражей и сграффито. Сколько работ вошло в книгу, я пока не могу сказать, но достаточно много, как для одного города, поскольку мариупольские работы одни из моих любимых и они также представляют ценность для всего монументального искусства Украины. К примеру, это панно “Дерево жизни” и “Птица Эллады” в ресторане «Аристократ» (Бывший ресторан “Украина”, на сегодняшний день закрыт), панно “Металлурги” на третьем этаже Мариупольского железнодорожного вокзала и панно “Земля-космос” в ДК «Искра».

«Птица Эллады» в ресторане «Аристократ» в Мариуполе / Авторы: А.Горская, В. Зарецкий, Б.Плаксий, Г. Зубченко, Г. Пришедько совместно с В. Парахиным и Н. Светличной / Фото: Евгений Никифоров

Какова глобальная конечная цель вашей работы?

В первую очередь, мне хотелось бы обратить внимание горожан к своей истории, обратить внимание на постепенно исчезающее со стен искусство, в каком-то смысле пропагандируя его своими фотографиями. Возможно, это поможет обратить внимание властей на местное культурное достояние. Также это попытка систематизировать мозаики Украины, создав одну из открытых баз данных. Книга Decommunized: Ukrainian soviet mosaics была создана совместно с киевским издательством “Основы” и берлинским издательством Dom Publishers. Таким образом, на мозаики Украины смогут взглянуть по новому не только в нашей стране, но и во всем мире.

Мозаика в зале ожидания Южного вокзала в Днепре / Автор: неизвестен / Фото: Евгений Никифоров

Где еще вы побывали во время вашей работы? В каких частях Украины можно встретить больше всего мозаик?

Мне удалось побывать во всех областях Украины, включая временно оккупированную Автономную Республику Крым. Я старался посетить максимально возможное количество населенных пунктов, в которых до сих пор сохранились мозаичные панно. На сегодняшний день мой список включает около 120 населенных пунктов. На очереди еще десятки. Наибольшее количество монументального искусства находится в Киеве, Харькове,  Днепропетровске и Одессе. Огромное количество мозаик находится в Донецке, куда мне пока что не удалось попасть.

Панно «Земля-космос» в здании ДК «Искра» / Авторы: В.Ламах, И.Литовченко, Э.Котков / Фото: Евгений Никифоров

Как сделать из мариупольских мозаик городское достояние?

Мариуполь – город с одной из наиболее богатых и разнообразных в стране “коллекций” монументальной мозаики советского времени. С одной стороны, в 1960-70-х гг. тут сформировалась собственная самобытная школа монументального искусства. А с другой – в город приезжали выполнить творческие заказы чуть ли не все самые интересные и оригинальные художники-монументалисты со всей Украины. Я думаю будет здорово, если удастся провести туристические маршруты, которые бы включали в том числе монументальное искусство. Также мозаики стоит сделать памятниками местного значения, поскольку на сегодня они не защищены ни одним законом. Большой проблемой является то, что основная часть мозаик города находятся на территориях, закрытых для свободного посещения.

Фрагмент мозаики «От скифов к космосу» в здании мариупольского аэропорта. Сейчас закрыт для посещения / Автор: В. Арнаутов (в соавторстве с В. Павлюком) / Фото: Евгений Никифоров

поделиться новостью

Если тебе понравилась новость, ты легко можешь поделиться ею с друзьями