MRG
Новости

17.09.2016
Сергей Родионов: "Я делал этот бренд для всех мариупольцев"

В эту пятницу в арт-кластере «ТЮ» прошла презентация бренда Мариуполя, который разработала команда дизайнера Сергея Родионова. Сам Сергей признается, что работа над брендом еще не закончена, и впереди команду ждет много дел: разработка оригинальной мариупольской шрифтовой гарнитуры, комплекта городских пиктограмм, системы пешеходной навигации, оформление правил использования стиля в брендбук. Кроме того, он ищет волонтеров, готовых вместе с ним работать над улучшением и расширением нового бренда Мариуполя. Авторадио подробно рассказывает об идее логотипа, об истории его разработки и о том, как скоро мы сможем увидеть его на улицах Мариуполя.

Фото: Павел Хлыпенко

Кто работает над брендом Мариуполя

Фото: Сергей Родионов

Создатель нового бренда Мариуполя, Сергей Родионов, родился и вырос в Мариуполе. Учился в Приазовском государственном техническом университете на маркетолога, хотя уже во время учебы начал работу в сфере дизайна. Сергей уже много лет работает, как арт-директор интернет-журналов: отвечал за визуальный стиль городской газеты The Village и нью-йоркского Hopes&Fears, а сейчас консультирует интернет-издания из разных стран и много путешествует.

Еще в 2009 году, во время обучения в ПГТУ, Сергей вместе с другими одногруппниками и энтузиастами — Ольгой Котлубей, Марией Менжуновой, Анной Трусовой и Аллой Ткачевой решил создать бренд Мариуполя. В то время о территориальном брендинге в Украине никто не говорил. Но под впечатлением графической презентации Амстердама, Мельбурна и Перми было решено создать что-то подобное и для нашего города. Во время выступления Сергей Родионов демонстрировал эти визуальные объекты, которые служили брендами для вышеупомянутых городов. Он также отметил, что со временем и в Украине стали большее внимание уделять территориальному брендингу. Особенно молодому мариупольскому дизайнеру понравился туристический брендинг Львова.

Команда Сергея в 2009 году провела маркетинговое исследование, которое должно было определить векторы работы над брендом Мариуполя. Большинство людей тогда много говорило о недостатках Мариуполя: плохая экология, неразвитая инфраструктура и многие другие проблемы. Команда Сергея решила сыграть на позитивных качествах Мариуполя. Было принято решение позиционировать Мариуполь как «свежий» город, наполненный интересными событиями и инициативами. В основе логотипа лежит четыре ленты разного цвета, каждый из которых символизирует определенную особенность Мариуполя: четыре сезона, четыре района, четыре основных языка и так далее. Но тогда идее Сергея не удалось стать территориальным брендом нашего города, зато она стала курсовым проектом в университете. Сегодня автор логотипа признается, что немного стесняется показывать его аудитории.

Как проходила разработка бренда

Фото: Сергей Родионов

О том, что в Мариуполе в этом году на основе голосования собираются выбрать новый бренд, Сергей Родионов узнал со страницы своего друга в социальной сети Facebook. Молодой дизайнер уже давно не был в Мариуполе и возвращался в родной город с несколько не верным представлением о нем. Он ожидал увидеть город, в котором по вечерам не встретишь людей, в котором на дорогах остались следы от танковых гусениц. Но сегодняшний Мариуполь оказался совершенно другим – живым, полным позитивных людей и эмоций. Это заставило Сергея задуматься о том, что нашему городу необходим современный культурный центр для людей, а в качестве примера он привел Центр Гейдара Алиева в Баку, который одновременно является и сосредоточением современной азербайджанской культуры. Но прежде всего Мариуполю необходим новый бренд, в котором упор будет сделан на сильные стороны индустриального города.

«Я просил своих друзей из Мариуполя присылать мне фотографии культурных и исторических особенностей, которые характеризуют Мариуполь. Всё это можно найти в краеведческом музее города. Я внимательно смотрел на эти фотографии, но не видел, за что можно зацепиться при создании нового логотипа. Кроме того, я отталкивался от уже существующего герба Мариуполя, автором которого является художник-медальер Ефим Харабет»

 Сергей Родионов, дизайнер, создатель нового бренда Мариуполя

Герб Мариуполя представляет собой щит, на котором изображен якорь в потоке раскаленной стали, которая льется из металлургического ковша.

Сергей Родионов также отметил, что очень важна работа над шрифтом. Дизайн шрифта, который мы сейчас видим на новом бренде Мариуполя, принадлежит Кристиану Шварцу, а сам шрифт называется Graphik. Его кириллическую версию разработал Илья Рудерман. Сразу стоит сказать, что команда Сергея шрифт дорабатывала и видоизменяла. Так, сначала были стилизованы «р», «п» и «л» под греческие, позже – и «а». Это подчеркивает мультинациональность Мариуполя. Но в данный момент шрифт для Мариуполя разрабатывается с нуля нашим земляком, шрифтовым дизайнером Андреем Шевченко. Так что на выходе получится уникальный «локальный продукт».

Особенности бренда Мариуполя

Фото: Сергей Родионов

Бренд города состоит из двух частей – шрифта и логотипа. Но только одного статичного изображения недостаточно. Поэтому команда Сергея Родионова разработала полноценный бренд Мариуполя с всевозможными вариантами его применения. Во время большой работы была создана динамическая версия, которая, как отмечает сам Сергей, будет важна для телепрограмм.

Во время презентации бренда также были продемонстрированы несколько моделей футболок и свитшотов с интересными вариациями узнаваемого бренда Мариуполя. Это говорит о том, что жители города могут с легкостью стать частью бренда, просто используя стильную одежду с новым логотипом. Кроме того, было создано несколько дизайнов значков на булавке, которые можно прикрепить к рюкзаку или к одежде, а также стикеров, которые можно наклеить на различные гаджеты. Первые экземпляры значков и стикеров были подарены всем желающим во время презентации нового бренда Мариуполя.

Одной из важнейших особенностей бренда является слоган «Маріуполь. Вартий твоєї уваги». Главное слово слогана «вартий», от которого можно образовывать все остальные предложения: «#тутварто знайти натхнення», «#тутварто вболівати за «Іллічивець» и так далее. Это обеспечивает бренду узнаваемость.

Реклама и объявления, по мнению Сергея, также могут отталкиваться от единого шаблона. Все афиши могут нести разный смысловой характер, но подчиняться общему правилу. В качестве иллюстраций команда дизайнеров предлагает использовать простые пиктограммы или качественные фото. Сайт Городского совета Мариуполя также может взять за основу новый бренд.

Но Сергей признается, что создать сайт с учетом всех особенностей бренда займет около трех месяцев. Социальные сети станут будущим современного общества, поэтому хэштег #тутварто был создан именно для мариупольцев, которые будут им пользоваться в социальных сетях. Существует также перспектива разработки приложения для города и про город. Сергей Родионов считает, что такой сайт будет полезен для туристов, которые приехали в Мариуполь, но не успели ознакомиться с его интересными местами и культурной программой.

Самая сложная часть работы – это городская навигация, для которой нужно искать профессионалов. Наброски улиц и карты будут разрабатываться очень долго, но, если это станет возможным, это будет большим шагом для Мариуполя.

Перспективы проекта

Фото: Сергей Родионов

На сегодняшний день у команды Сергея Родионова еще много работы. В создании презентации бренда Мариуполя принимали участие фотографы Евгений Сосновский и Александр Негро, специалист по аэросъемке Алексей Карпенко, специалист по графической анимации Алекс Рубищев, а также многие другие люди. На сайте проекта нового бренда Мариуполя можно найти перечень имен, которым Сергей выражает благодарность за сотрудничество, а также подробнее ознакомиться с самим брендом.

Во время презентации Сергей выразил желание привлечь волонтеров к реализации большого проекта и пригласил всех желающих поучаствовать в создании бренда Мариуполя. Именно поэтому в ближайшее время будет проведена работа по набору волонтеров. Единственное, о чем предупредил Сергей Родионов – работа над полноценным брендом займет очень много времени, поэтому не стоит надеяться на его развернутую реализацию к Новому году. В то же время Городской совет готов поддерживать инициативу, так что мариупольцев в любом случае ожидает ребрендинг.

поделиться новостью

Если тебе понравилась новость, ты легко можешь поделиться ею с друзьями